Каким ростовские художники видят
«Человека будущего»
Репортаж газеты Вечерний Ростов.
В выставочном зале Ростовского регионального отделения Союза художников России открылась экспозиция международного выставочного проекта «Человек будущего», подготовленная в сотрудничестве с Евразийским художественным союзом.
Необычная концепция выставки дает больше вопросов, чем ответов. И этим она хороша!
Цель подобных проектов — обозначить животрепещущие проблемы современности и раскрыть их посредством визуальной культуры. Деятели искусства и науки вдохновились общей задачей: попытаться воплотить образ будущего в условиях неопределенной современности.
Зачем это надо? Во-первых, чтобы будущее стало четче видно, как экзистенциальный ориентир и смысл существования человека. Во-вторых, будущее всегда превосходит настоящее, что направляет мысль и действие в русло преобразований и конструктивного творчества. Таким способом можно добиться материализации желаемого — здесь и сейчас.
Для того, чтобы помочь посетителям выставки преодолеть нагромождения экзистенциализма, устроители выставки пригласили из «прекрасного далёка» специального гостя — книжную и киношную героиню Алису Селезневу в шлеме «сталинского сокола».
Но напрасно скромница Алиса ходила по выставочному залу среди собравшихся художников, ценителей и знатоков искусства. Никто не захотел с ней дискутировать о мировоззрении Достоевского, Сартра и Ницше. Все увлеченно о чем-то беседовали, делали коллективное селфи. «В мое время не было этих проклятых коробочек, завладевших сознанием человечества!», — думала Алиса с досадой.
Давайте же мы сами, без Алисы Селезневой, посмотрим, какими творческими изысками попытались удивить ростовские художники избалованных ростовских гурманов от культуры. И как они представляют себе Человека будущего.
Вариант № 1 — известный живописец Олег Игнатов, печально глядящий сквозь подранную полиэтиленовую пленку. На автопортрете — множество разных предметов: пионерский значок, бублик на подвеске, компас, леденец, навершие от советского знамени и двугрифельный карандаш. «И это Человек будущего? — бросит зритель. — Разве что для Алисы Селезневой, которая прихватила его из своей эпохи!» И пойдет дальше, сопровождаемый разочарованным взглядом Олега Валентиновича.
Вариант №2: «Новый разум» — компьютерная графика Екатерины Пелецкой. Здесь отчетливо просматривается одноглазый терминатор, прилетевший невесть откуда. чтобы получить люлей от наших людей. И все бы хорошо, но чересчур дотошный зритель примется пересчитывать монетки, что летают вокруг головы пришельца из будущего. Собьётся пару раз, да и пойдет себе дальше, подумав: «Зачем он притащил с собой столько мелочи? Неужели в будущем нет банковских карточек?»
«Одной из важнейших целей современности видится воплощение Человека будущего, — начнет снова дотошно объяснять зануда Алиса Селезнева, повстречавшаяся нам на пути. — Конечно же, речь идёт о создании не биоробота, а человека мыслящего, чувствующего, сострадающего, духовного и любящего. Сама постановка задачи предполагает творческую активность, направленную в сторону нового — того, чего нет в сегодняшнем настоящем. И если мы понимаем искусство как символическое образное отражение действительности — настоящего, то результатом проекта должна стать попытка отразить то, что от нас сокрыто».
Вариант №3. Что мы там услышали про биоробота? А вот и он, на произведении Александра Герасимова «Училка XX века» (оргалит, темпера). Училка хороша, с такой не забалуешь. Вот только где видел таких художник в двадцатом веке?! Снова не то, опять не из будущего! Что ж, двигаемся дальше!
Вариант №4. Живописец Виктор Севериновъ-Лысенко не стал особо заморачиваться и назвал свое полотно без ухищрений: «Кто ты, человек будущего…». Любуемся некоторое время рубенсовской красоткой с улыбкой Джоконды и движемся дальше. Ну нет в этой картине технического прогресса! Воздушные шары удивят разве только братьев Монгольфьер, а все остальное мы уже видели!
Над образом «Человека Будущего» поработали и мастера декоративно-прикладного искусства. Свою работу «Отшельник» из керамики показывает ростовчанин Валерий Сыров.
Нашего зрителя на мякине не проведешь! Рассматриваем всё скрупулезно — до штришка, до точки на подписи. Оцениваем и качество рамки — тоже важная деталь!
А тут опять подвернулась Алиса Селезнёва на нашем пути. И снова талдычит: «Решение такой задачи требует иных инструментов — тех языков «развертки» идеи, которые позволят увеличить и пространство непосредственного опыта: стать чем-то удивительным, новым впечатлением и для художника, и для зрителя. Выставочный проект «Человек будущего» несет в себе семя идеи порождения образа человека, идущего на смену человеку, создаваемому культурой. Проект коллективный, подразумевающий сопричастность субъектов творчества к сотворению образа человека, создающего культуру. Сохранение в высшей степени Человечности, наряду с теми достоинствами, которыми мы хотели бы наделить Человека будущего, вот основной посыл нашего проекта».
Что ж, тогда в заявленной тематике выигрышно смотрятся картины Марины Ордынской «Обещайте мне будущее» и Елены Курманаевской «С мечтой о будущем» (внизу). Верить и мечтать — удел человечества, а светлое беспроблемное будущее — оно недостижимо. А если таковое и наступит, то, скорее всего, в нем не останется людей, с их заботами, печалями и грехами.
Можно добавить, что на выставке представлены работы художников из нескольких союзов и объединений: Евразийского Художественного Союза, Союза художников России, Творческого Союза художников. Авторы проекта: Леонид Феодор, заслуженный художник России, президент «Творческого содружества «ТЕТА-АРТ», президент Евразийского художественного союза российского отделения; Оксана Завадская и Владимир Мелешин — разработка концепции. Кураторы: Оксана Завадская, Христофор Хашхаян.
Обо всем этом, и еще о чем-то председатель Ростовского регионального отделения Союза художников Олег Игнатов беседует с заслуженным работником культуры России Галиной Скопцовой.